Если вы приехали в Сочи на поезде и вышли из железнодорожного вокзала, то вам достаточно просто перейти по подземному переходу и пройти мимо ЦУМа, чтобы попасть на Навагинскую улицу. На целый километр протянулся пешеходный комплекс связав морской порт, железнодорожный и авто вокзалы.
Смотрите новое видео про эту достопримечательность Сочи
Строительство шести спроектированных блоков началось в 1970 году. В 1972 году презентовали первый блок, в 1978 — второй, а заключительный пятый — в 2005. Шестой блок так и остался на бумаге.
Авторы торговой галереи заслуженные архитекторы РСФСР Елена Брониславовна Анцута и Вячеслав Васильевич Кузнецов
Изначально это был ярко выраженный проект в стиле советского пост-модерна. Необычные конструкции и линии, подсветка. Авторы отказываются от аскетичности и унылости советской действительности. Но сейчас от первоначальной задумки практически ничего не осталось.
В галерее размещались различные предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Здесь собрали все торговое разнообразие, которое было возможно в Советском союзе. Меня бы особенно заинтересовал «Дом кинофотолюбителя».
В наши дни эта улица также является пешеходной, торгово-развлекательной. Множество кафе, баров, ресторанов, магазинов к вашим услугам.
Галерея состояла из пяти отдельных блоков, соединенных между собой переходами на уровне эксплуатируемой крыши. Весь квартал можно было пройти по крыше!
Пространство между блоками, эксплуатируемая крыша и прилегающая территория были благоустроены.
В архитектуре блоков применялись мозаичные панно, витражи, облицовка.
В конце 90-х прошла первая небольшая реконструкция, а в преддверии Олимпийских игр Торговую галерею вместе с Навагинской было решено осовременить, добавив новые стеклянные корпусы, велодорожки. Пристройки практически полностью скрыли изначальную задумку архитекторов.
Последняя модернизация скорее навредила комплексу. Если предприятия и торговые точки на первом этаже первой линии чувствуют себя хорошо, за счет большой проходимости улицы. То все остальные площади, 2, 3 этажи и крыша — это экономическая пустыня. Потоки людей туда просто не доходят. Стеклянные тонированные фасады работают как решетки и колючая проволока.
C улицы абсолютно не понятно, что находится на второй линии и верхних этажах, визуальный контакт бизнеса и людей утрачен, какой-либо разумной навигации нет.
Как следствие вторая линия торгового комплекса уныла во всех отношениях, сплошные бутики с тряпками, все это напоминает какой-то дешевый китайско-турецкий рынок. Это уже позовчершний день. Серьезный бизнес, понимающий ценность трафика туда не пойдет.
- Не ясно как попасть на верхние этажи, поскольку лестницы со стороны улицы исчезли, входы находятся где-то внутри галереи, и найдут их только самые пытливые. Большинству просто лень решать эту головоломку.
- Строение получилось слишком длинным, перекрывающим перекрестное движение, сквозные проходы есть, но про них далеко не все знают и найти их не просто.
- Не хватает некоторого разнообразия по функционалу, мало видов бизнеса, есть некоторая повторяемость, кафе, кафе, кафе.
- Эксплуатируемая крыша задумывалась как второй пешеходный ярус улицы, сейчас эта функция практически утрачена. А это была фишка проекта! Посмотрите как она выглядит в данный момент.
- Новые стеклянные корпуса построенные в ходе реконструкции не вызывают положительных эмоций. Стеклянные фасады — удел небоскребов, там они смотрятся гармонично. - велодорожки ни как не разделены с пешеходной зоной, что небезопасно.
Местные люди старшего поколения очень не лестно отзываются об этой модернизации, называют строение катакомбами. И я во многом согласен.
Но я все же далек от огульной критики, наверное на подобную реконструкцию были определенные причины. С Развалом СССР бизнес требовал новых площадей. Также, в 90-е у многих людей было сильное отторжение всего советского, новые западные технологии казались крутыми и современными. Вот и построили небоскреб, правда положили его на бок 🙂
Это то случай, когда действительно интересный и прогрессивный проект пострадал незаслуженно. Он мог идеально вписаться в рыночную экономику, поскольку фактически представлял из себя идеальный торговый ряд.
Данный комплекс — культурное наследие которое мы утратили. Стоило бы подумать, как его восстановить. Это было бы лучше и для бизнеса и для города в целом. Не всегда больше значит лучше.
Но можно ли сказать что-то хорошее? Конечно можно! Самое главное Навагинская — живая пешеходная зона. Практически весь день здесь много отдыхающих людей. В этом районе кипит жизнь, которая не затихает даже вечером.
Улица стала полностью пешеходной. Пальмы и прочие деревья выросли и живописно украсили улицу.
По сравнению с советским периодом с сервисом и обслуживанием все стало значительно лучше, появились реально качественные заведения в которых приятно провести время. С этим делом в СССР как не крути были большие проблемы.
В целом Навагинская смотрится живописно и празднично, по ней хочется гулять, чувствуешь себя безопасно и комфортно.
Города — это гигантские лаборатории проб и ошибок, они постоянно модернизируются и развиваются. Это неизбежно. Главное не упустить главного! Больше разнообразия, меньше повторений — это залог успешной эволюции!
Юрий Журавель,
4 марта 2019 г.
Добавить комментарий