https://youtu.be/ybJYPmVWof8
Меня попросили рассказать об объективе 50 мм, о классическом полтиннике. И так поехали.
Люди, рожденные в СССР, покупая первую фотокамеру с большой долей вероятности получали в комплекте объектив 50 мм. Это были Зениты, ФЭДы, Зоркие, Киевы. Штатником в ту эпоху считался объектив 50 мм. Это любимая линза наших родителей и дедов. Без преувеличения можно сказать, что это народная линза 20-го века! Им снимали в велике профессионалы, и фотографы-любители всего мира. Почему так было? И есть ли смысл сегодня покупать этот объектив. Давайте об этом поговорим, рассмотрим плюсы и минусы этой линзы.
Сразу договоримся. Говоря 50 мм, или полтинник я имею ввиду все объективы с эквивалентным фокусным расстоянием.
Если у вас FF-камера, то это 50 мм.
Если у вас камера APS-C с кроп фактором 1.5, то это примерно 33 мм.
Если у вас камера семейства MICRO 4:3, с кроп фактором 2, то это 25 мм.
Если у вас камера с матрицей 1 дюйм, то это 18,5 мм.
То есть мы привязываемся не конкретно к цифре 50 мм, а к углу зрения объектива на конкретном сенсоре. Поскольку объективы с одинаковым фокусным но на разных по размеру сенсорах ведут себя абсолютно по разному.
Многие считают, что Объектив 50 мм имеет такой же угол зрения и перспективу, как человеческий глаз. Но это не так! Человеческий глаз видит значительно шире чем 50 мм ближе к 35 — 43 мм. Ради интереса можете посмотреть как видит мир камера с объективом 50 мм и ваш глаз. Панорама человеческого глаза значительно шире, даже если смотреть одним глазом и откадрировать взгляд до прямоугольника.
Какие плюсы имеет нормальный объектив?
- Как правило все полтинники, даже самые бюджетные, весьма качественны в оптическом смысле. Я практически не встречал плохих мыльных полтинников. Они резкие, имеют хороший микроконтраст. Часто недорогие полтинники дают картинку лучше чем профессиональные дорогие зумы!
- У них как правило очень красивый рисунок и боке, что так нравится фотографам любителям! При помощи этих объективов можно играть с глубиной резкости и получать профессиональные фотографии высочайшего класса.
- Почти во всех фото-системах есть недорогие полтинники типа Canon 50/1.8 — это самый дешевый путь в высококачественную фотографию.
Хотя надо сказать, что есть и очень дорогие объективы в этой группе. Например Canon 50/1.2 L.
- Объективы 50 мм имеют большую светосилу 1.8, 1.4, 1.2, что позволяет снимать при плохих условиях освещения. Утром, вечером, ночью, в темных помещениях не повышая ISO.
На китовых зумах типа 18-55/3.5-5.6 в положении 50 мм мы уже имеем светосилу 5.6. А бюджетный полтинник имеет светосилу 1.8. Он в 8 раз больше пропускает света.
1.8 -> 2 ->2.8 -> 4 -> 5,6. Это очень серьезный аргумент чтобы иметь такую линзу!
У вас будет ISO 200 вместо ISO 3200!!! И полное отсутствие шумов и зернистости. Либо у вас будет выдержка 1/125 с вместо 1/7 с, что избавит вас от шевеленки, смазанного кадра.
Согласитесь, уже интересно?! Идем дальше.
- Для чего подходит эта линза? Эта линза крайне универсальна. Ей можно снимать практически все: портреты, групповые портреты, пейзажи, жанр, стрит, город, макро, натюрморты, тревел.
- На мой взгляд он наиболее рационален для съемки людей, средним и общим планами. От поясного портрета и дальше.
50 мм идеален для съемки небольших групп людей 2-4 человека. Если площадь помещения позволяет, то этот объектив — отличный выбор. Для этих целей он просто Маст Хэв! Но нужно учитывать, что 50 мм при съемках крупным планом дает определенные перспективные искажения. Портреты крупным планом получаются слегка комичными. Поэтому лицевые портреты лучше снимать на 85 мм или даже на 135 мм. - 50 мм — хороший вариант для съемки на улице. Многие фотографы любят использовать это фокусное в жанровой фотографии и стрит-фотографии. И таки да, он для этих целей очень неплох.
Но лично я предпочитаю для этих целей 35 мм. Посмотрите мое видео об объективах с фокусным 35 мм.
- Эти объективы легкие и компактные, что удобно в поездках и путешествиях. Даже если вы снимаете на зумы, то в поездку взять один — два фикса крайне рекомендуется, вечером зумы вас не спасут. А 50 мм очень даже выручит в темных условиях. И у вас будут потрясающие фотографии! Есть ли минусы у этого объектива? Я считаю что они есть.Несмотря на свою универсальность, он далеко не всегда удобен.
50 мм — это граница. До него идут широкоугольники, после него идут теле объективы. И только 50 мм является нормальным объективом. Он и не широкугольник и не телевик. Он сам по себе. Эта граница делает его очень странной линзой. На него можно снимать практически все, но при этом почти всегда он не особо удобен.
Для пейзажей лучше широкоугольный объектив, например 24 мм или даже 17 мм.
Для стрит-фото многим больше нравится 35 мм.
Для портретов — 85 мм или 135 мм.
Но при должном умении он позволяет снимать во всех этих ситуациях.
Более того, за счет своей неудобности он делает вас более продвинутыми, он заставляет вас совершенствоваться и развиваться.
Если честно, я не очень люблю это фокусное расстояние, хотя и снимал на него 15 лет подряд на Зениты и ФЭДы. Предпочитаю либо более широкий угол например 35 мм, либо более узкий, например 85 мм.
Но считаю, что эта линза должна быть у каждого фотографа. Хотя бы просто из уважения к его истории.
Кстати этот обзор снят на полтинник. GH4 + 25/1.4
Если вы будите снимать на данный объектив вы глубже поймете свои предпочтения в фотографии. Со временем вы определитесь, какой жанр фотографии вам больше нравится, какое фокусное вам больше подходит. Телевик или широкоугольник?
Но это линза-учитель! Строгий учитель! На него фотографировать тяжело но интересно! И таки да, на него можно снять шедевр! Доказано фотокалассиками! Наверное это первый фикс, который должен купить увлеченный любитель! Он вас научит больше чем любой зум! Помните — только находясь вне зоны комфорта мы развиваемся.Юрий Журавель.
Июль 2016 г.
Елена говорит
Очень хорошая статья. Спасибо.
Антон говорит
Спасибо за статью. Первый раз вижу таковую, где не повторяется глупость, которую произносят почти все, рассказывающие о полтиннике. Когда слышу, что угол зрения полтинника соответствует углу зрения человека (или человеческого глаза, начинаю ругаться матом))
Антон говорит
Но далее у вас там неточность. Угол зрения человеческого глаза около 150 градусов, это даже шире 12-мм объектива
Юрий Журавель говорит
Антон, спасибо вам! Писал я этот материал давно. Сейчас даже как-то с улыбкой все это воспринимаю 🙂
Виктор говорит
На фото человек в полный рост по центру кадра занимает 1/2 кадра по высоте, и 1/4 кадра по ширине. Снято на 60мм объектив. Достаточно этих данных чтобы сказать с какого расстояния снимали ?