О выборе видеокамеры для любителя
Фотографией я увлекаюсь давно, а вот видео недавно, всего пару — тройку лет. За это время прошел путь от полного чайника до довольно опытного любителя.
Я не буду давать советы, что лучше выбрать. Это неблагодарное занятие. Сколько людей, столько мнений. А просто расскажу свой путь выбора.
Тем более я попрошу профессионалов выключить это видео. Давать вам советы с моей стороны было бы нелепо! 🙂
Сначала я купил классическую любительскую видеокамеру начального уровня SONY HDR-CX130E.
И вы знаете, она меня удивила и захватила. Компактная, легкая, с довольно качественной картинкой. Я ей баловался около года. Ничего серьезного не снял, скорее это была моя учебная камера.
У нее минимум кнопок управления. Включил и снимай. Хороший автофокус, хорошая экспоавтоматика и баланс белого, оптический стабилизатор изображения. Она снимает Full HD 1080, 50 прогрессивных кадров в секунду. И стоила она в свое время очень недорого. Короче шикарная штука для любителя без претензий на Голливуд.
Но есть у нее и минусы: неудобное управление через меню, нет входа для микрофона, в темноте камера слепнет, дает шумную зернистую картинку. После всего моего фотографического опыта подсознательно я понимал, что это мыльница, самая простая любительская камера, и мне хотелось чего-то большего.
Я стал читать обзоры, изучать классы видеокамер. Понял, что хочу более навороченную камеру с удобным управлением и картинкой классом выше. Так я купил Panasonic H-CX920.
Это уже была топовая любительская камера известного бренда.
Плюсы Panasonic HC-X920:
- Трехматричная система. Свет попадая через объектив проходит через призму, которая разделяет поток на три составляющих и по отдельности проецирует эти потоки на разные матрицы, которые чувствительны только к своему спектру света. Это дает более высокое качество картинки, меньше шумов.
- Высококлассная картинка Full HD 50p.
- У этой камеры есть полный набор ручных настроек: фокус, выдержка, усиление, диафрагма, баланс белого, настройки цвета, звука.
- Есть зебра, которая показывает зоны пересвета.
- Есть входы для внешнего микрофона и наушников. С этой камерой я стал осваивать запись на внешние микрофоны.
- Наличие башмака для внешних аксессуаров, например света.
- Видоискатель и отличный экран.
- Отличный комбинированный стабилизатор, который позволяет великолепно снимать с рук.
В этой камере мне не нравятся только три вещи:
- цвет, который выдает камера по умолчанию. Он бледный и с примесью каких-то грязно желто-коричневых оттенков.
- автоматический баланс белого, он медленный и часто ошибается.
- небольшой размер матриц и плоская картинка.
Но в целом эта камера мне очень нравится. Для своей цены камера довольно наворочена и привлекательна. Она позволила глубже изучить процесс видеосъемки, освоить все специфические термины и понятия.
Но опять мне что-то не давало покоя, хотелось более художественной картинки. Я стал изучать вопрос и понял, что многие любители снимают видео на фотокамеры. К тому моменту качество видео во многих фотокамерах достигло очень высокого уровня, на зеркалки снимали даже коммерческие проекты и сериалы. И я решил пробовать.
Купил фотокамеру Panasonic GX7.
И таки да, видео у этого аппарата было отличное, Full HD 1080, 50p. Довольно качественное кодирование, шикарный цвет и объем, ручные настройки. Да, мне эта камера понравилась. Но были и у нее недостатки:
Самый главный для меня — нет входа для микрофона. Звук очень важен для хорошего видео. Нет стабилизатора изображения. Недостаток, но для меня менее критичный.
Также я снимал видео на свою второю фотокамеру — Olympus OM-D E-M5.
Тут меня уже понесло, процесс видеосъемки захватывал все глубже. Я наткнулся на рекламные ролики GoPro. Какие же они были классными.
Загорелся экшн-камерой. Правда я купил не GoPro а недорогие SONY AS20 и Kodak PixPro SP1 на пробу.
Если честно, они меня сильно разочаровали, прежде всего низким мыльным качеством картинки. Эти камеры снимали хуже всех моих предидущих камер.
Хотя, надо заметить, уже появились экшн-камеры с весьма приличной картинкой и оптической стабилизацией, например Sony HDR-AS3000.
Отсутсвие зума — сильно ограничивает по сюжетам.
Широкоугольная картинка в духе «рыбьего глаза» быстро надоедает.
Отсутствие экрана не позволяет точно кадрировать изображение. Выводить изображение на смартфон — это потеря самой идеи компактности и простоты.
Посредственный звук, особено в боксе.
У экшн-камер плюса пожалуй три: широкий угол, малый размер и вес и крепкий защищенный корпус. Ее гораздо проще брать с собой, она может быть всегда с вами.
Я попробовал и пришел к выводу, что экш-камеры — это не мое, слишком они примитивны и ограниченны.
Да, на них многие видеоблогеры снимают хорошие видюхи, но еще раз повторю — это не мое. Я люблю управлять процессом, менять фокусные расстояния, снимать то на широкий угол, то на теле, управлять настройками.
Экшн-камера хороша как регистратор, закрепленный на шлем, машину, велик, байк, весло, но не более.
Далее я купил Panasonic GH4. Это топовая беззеркальная камера фирмы Panasonic, с очень хорошим качеством видео. Она действительно шикарно снимает!
Full HD 1080 с частотой кадров 50 или 60 кадров в секунду и битрейтом до 200 Мб/с. 4K с частотой 25 или 30 кадров в секунду. Полный контроль над всеми параметрами съемки. Высокая детализация, хороший цвет. Вход для микрофона и наушников. Это фотокамеру по достоинству оценили многие любители и профи в области видеосъемки. К недостаткам этой камеры я бы отнес отсутствие стабилизатора изображения и автофокус уступающий хорошим видеокамерам.
Вот такой путь я прошел в выборе видеокамер. Сейчас снимаю почти все на Panasonic GH4 и частенько на видеокамеру Panasonic H-CX920.
Мои выводы такие:
- Если вы тяготеете снимать динамичные сюжеты, много перемещаетесь в процессе съемки, вам нужен быстрый автофокус и оперативность, в основном вы снимаете с рук и требуется хорошая стабилизация картинки, то лучше взять любительскую видеокамеру известного бренда: SONY, CANON, PANASONIC. Ими реально удобнее снимать видео. Ими проще снимать если у вас минимум познаний в этой отрасли. Для начинающего видео-любителя это более правильный выбор.
- Если же вы склонны к постановочной съемке заранее продумываете и планируете кадры, снимаете со штатива, то лучше купить хороший фотоаппарат с функцией видео. У фотокамер более художественная картинка, лучше цвет, вы можете играть с боке. Но в жертву приносится удобство и оперативность.
Тут надо заметить что уже появились фотокамеры с хорошим автофокусом и стабилизацией в режиме видео. Например компакт SONY RX100 IV, V. Canon и его система автофокуса Dual Pixel вообще шикарны! Эх, еще бы Canon не жадничал и дал качественную картинку 4К цены бы ему не было! - Выбирать экшн-камеру нужно если вы действительно снимаете экшн. Прыгаете с парашютом, катаетесь на байке по горам, увлекаетесь серфингом. В тех случаях, когда держать в руках камеру нет возможности. Когда вам нужен видеоргистратор ваших подвигов. Для простой бытовой видеосъемки это не лучший вариант.
- Для любителей качественного звука есть отдельный класс камер с великолепными микрофонами. Например SONY HDR-MV1, ZOOM Q4, Canon LEGRIA mini X. По качеству видео они примерно равны экшн-камерам, а вот по звуку сопоставимы с высококачественными аудиорекрерами. Например у моего сына SONY HDR-MV1 и он ей очень доволен.
Вообще нет идеальной камеры. Невозможно дать один совет для всех.
Музыканту нужно одно, горнолыжнику другое, видеоблогеру третье, а домохозяйке четвертое. Поэтому выбор огромен.
Я много перепробовал и понимаю сколько времени и денег было потрачено в пустую. Сколько было куплено лишней техники.
Сейчас бы из всего набора своей техники я бы оставил только Panasonic GH4 для постановки и Panasonic H-CX920 для спонтанных съемок с рук.
Гораздо важнее что снимать а не чем снимать. И зачастую звук важнее самого видео.
Напоследок еще несколько советов:
- Для хорошего видео очень важен хороший звук. В камере должен быть хороший микрофон и крайне желательно, чтобы были входы для внешнего микрофона и наушников. Подключив даже дешевую петличку вы сможете существенно улучшить запись своего голоса. Если входа для микрофона нет, то можно записывать звук на внешний рекордер или даже на смартфон. Но в таком случае вам потом придется дополнительно сводить звук в программе видеомонтажа. Что приводит к потере времени и усложняет процесс. Плюс это дополнительные устройства и головная боль.
- Для любительской съемки с рук важен стабилизатор. Наличие оптического стабилизатора — это очень хорошо, если он есть — это огромный плюс для видеолюбителя.
- На современном этапе ваша камера должна снимать как минимум в формате Full HD 1080 / 50p или 60p, наличие 4K приветствуется.
- А вот видеокамера, фотокамера или экшн-камера — выбор за вами. Главное включите логику и разум. Все они хороши для своих целей и задач.
- На самом деле выбор видеокамеры — это лишь первый шаг. Дальше будут куда более сложные вопросы: Что снимать? Как снимать? Как монтировать? Как озвучивать? Кому показывать? И вот этим вопросам нужно уделять куда больше времени чем выбору камеры. Но об этом мы поговорим в другой раз.
Доработка материала. Февраль 2018 год.
На текущий момент рассмотренные в этой статье камеры уже морально устарели, поэтому я составил свой список наиболее интересных устройств для записи видео. Но сам смысл статьи по прежнему актуален.
Доработка материала. Апрель 2019 год.
В этом году я перешел на Panasonic GH5. Хорошая камера со своими плюсами и минусами. Мой обзор этой камеры читайте тут ->
Мой рейтинг любительских видеокамер на конец 2017 начало 2018 года:
Бюджет до 30000 р.
Panasonic HC-V760EE и HC-V770EE — на текущий момент это лучше недорогие любительские видеокамеры Full HD.
Бюджет до 50 000 р.
Panasonic HC-VXF990. Хорошая любительская видеокамера, но на мой взгляд по картинке и стабилизации она немного уступает основному конкуренту Sony AX53.
Недостаток — в 4К снимает только 25 кадров в секунду.
Бюджет до 75 000 р.
Sony HandyCam AX53. Отличная любительская видеокамера 4К. Яркая, сочная картинка, великолепный стабилизатор. Недостаток — в 4К снимает только 25 кадров в секунду.
Бюджет до 150 000 р.
Canon Legria GX10. Плюсы — матрица 1″ и шикарная картинка, отличный автофокус, сделанный по технологии Dual Pixel CMOS AF, 4К — 50 кадров в секунду, встроенные ND фильмы, удобное управление. На данный момент я считаю, что это лучшая любительская видеокамера. Но цена ее уже ближе к профессиональным камерам.
Лучшие фотоаппараты для видео на текущий момент (начало 2018 г.):
Сейчас множество фотокамер снимающих отличное видео. Лидеры в этом сегменте Sony и Panasonic. Моделей реально много, поэтому перечислю лишь некоторое наиболее интересные
Panasonic
- Panasonic LUMIX DMC-LX15EE — лучшая компактная камера для записи видео. Дюймовая матрица, отличные 4К и Full HD, светосильный объектив f1,4 — 2.8, 5-осевой стабилизатор HYBRID O.I.S, который правда к сожалению не работает в режиме 4К.
- Panasonic LUMIX DMC-GX80 — лучшая компактная беззеркалка для видео. Высокое качество как Full HD, так и 4К. Наличие пятиосевого матричного стабилизатора;
- Panasonic LUMIX DMC-FZ1000EE — лучшая камера для записи видео с зумом большой кратности, большая дюймовая матрица, высокое качество 4К и Full HD видео, умеренная цена.
- Panasonic LUMIX DMC-G80 — лучашая любительская беззеркалка в форм-факторе зеркалки в ценовом сегменте до 60 000 р. Высокое качество как Full HD, так и 4К. Наличие пятиосевого матричного стабилизатора;
- Panasonic LUMIX DMC-GH5 — лучшее, что есть у Панасоник на текущий момент. Самая мощная камера этой фирмы для видео, множество настроек, шикарная эргономика, великолепное видео 4К 50 кадров в секунду! Наличие входов для наушников и внешнего микрофона. Наличие 5-осевого матричного стабилизатора. Очень серный инструмент в умелых руках!
Минусы: У всех Panasonic главный недостаток — это слабый автофокус в режиме видео. Они до сих пор не внедрили фазовые датчики и используют контрастный АФ, который частенько подводит. По шумам камеры Panasonic как правило проигрывают SONY, особенно это касается моделей SONY серии А7 и A9 с матрицами Full Frame. Но по эргономикие и удобству Panasonic впереди, а это тоже очень важный фактор!
Sony
- Sony RX100 V — лучший компакт для видео, высокое качество видео, отличный стабилизатор, компактные размеры, наличие видоискателя;
- Sony RX10 IV — лучшая камера с зумом большой кратности. Большая дюймовая матрица с обратной засветкой и датчиками фазовой фокусировки, объектив ZEISS Vario-Sonnar T* 24-600 мм, со светосилой f/2.4–4, оптическая стабилизация, видео 4К, пыле-влаго-защита, высокое быстродействие, входы для микрофона и наушников. Очень интересный комбайн для любителя снимать и фото и видео, но цена (125 000 р.) кусается.
- Sony α6500 — лучшая беззеркалка формата APC для видео, наличие матричного стабилизатора, высокое качество 4К видео, хороший АФ;
- Sony α7S II — лучшая полнокадровая беззеркалка для видео, 5-осевой матричный стабилизатор, великолепная чувствительность в темноте, просто шикарное качество видео.
Минусы: У Sony есть существенный недостаток — это цена! Их камеры откровенно недешевы, а оптика так вообще золотая. Также и эргономика оставляет желать лучшего, в некоторых моментах прямо беда! Аккумуляторы откровенно слабые! Например мой Panasonic GH4 на двух аккумуляторах выдержал четырехдневный поход по Кавказу с интенсивными фото и видеосъемками, ни одна камера SONY так не сможет.
Canon
Canon изначально был лидером в области записи видео на фотокамеры, чего стоили Canon 5D Mark II и Mark III, но по какой-то неведомой причине они упустили лидерство. качество картинки в их фотокамерах отстает от SONY и Panasonic. Но у них есть и существенный плюс — это технология автофокуса Dual Pixel, которая реально работает хорошо. Если вам достаточно картинки Full HD, то последние зеркалки CANON EOS 6D MARK II, Canon EOS 7D Mark II, Canon EOS 80D очень неплохой выбор. Canon EOS 5D Mark IV имеет режим 4К но с существенными маркетинговыми ограничениями. И я пока не могу сказать, что это лучший выбор для записи видео.
У Nikon, Fuji, Olympus также есть неплохие камеры с функцией видео, но все они пока в догоняющих.
Лучшие экшн-камеры
Тут отпишусь кратко. Лично для себя выбрал бы следующие модели:
- Sony HDR-AS3000 — более дорогая модель, но есть 4К;
- Sony HDR-AS300 — более дешевая модель, но только Full HD 1080p.
У этих камер отличная картинка, яркие сочные цвета и великолепный оптический стабилизатор. По мне это лучшие экшн-камеры на текущий момент.
Камеры GoPro в последних моделях немного просели в плане технологий, хотя HERO6 BLACK, HERO5 BLACK неплохие варианты, у них сразу есть в наличии дисплей, неплохая картинка, корпус по умолчанию защищен от воды и позволяет плавать на небольших глубинах без дополнительного защитного бокса, это очень классно! Но отсутствие оптического стабилизатора делает GoPro аутсайдером по отношению к SONY, а завышенные цены не позволяют конкурировать с китайским ширпотребом. Да и в целом картинка SONY мне нравится больше.
Также неплохая модель — Olympus TG-Tracker, отличается герметичным корпусом, наличием откидного экрана как у взрослой видеокамеры, есть 4К, правда с разрешение в этом режиме не намного больше чем в Full HD 1080.
Есть интересные камеры у Nikon, Garmin.
И конечно же тьма вякого рода китайских аналогов GoPro, такие как: SJCAm, Xiaomi Yi, EKEN, и других. Благодаря низкой цене их можно использовать как расходники.
Юрий Журавель,
август 2016 г.
февраль 2018 г.
Александр говорит
Здравствуйте Юрий. Спасибо за ваш обзор,он очень полезен. Я увлекаюсь фотографией и видеосьёмкой. У меня фотоаппарат Nikon Coolpix P510. Я снял этим аппаратом видеоролики находясь в Нью-Йорке и впоследствии, когда вернулся домой(а живу я в Болгарии.сам из Екатеринбурга)смонтировал из них при помощи программы Мовави Видео редактор свой первый фильм о NY продолжительностью один час в формате МР4 MPEG4. Качество получилось неплохое, но, самый главный минус — отсутствие стабилизации. Для себя понял,что снимать видео нужно видеокамерой,а не фотоаппаратом. Сейчас хочу приобрести хорошую видеокамеру,но, теряюсь в выборе. На выходе мне нужна хорошая чёткая картинка, сильный надёжный стабилизатор и возможность простой и быстрой передаче файлов с камеры на комп. Есть возможность приобрести видеокамеру 4к , но, сомневаюсь,что мне это (4к) так уж сильно нужно(большие и тяжёлые файлы + скорость 25) думаю, что на сегодняшний день лучше подойдёт камера Full HD. Я не могу выбрать между Сони и Панасоником, не могли-бы вы мне посоветовать,что лучше,исходя из моих требований,которые я написал выше. Бюджет покупки до 50 000 руб. Спасибо
Юрий Журавель говорит
Александр, день добрый! В режиме репортажа конечно же видеокамерой снимать удобнее и проще. Стабилизация и автофокус рулят! Но вы обозначили такой пограничный бюджет, что я затрудняюсь посоветовать. Его чуть-чуть не хватает на то, что мне действительно нравится.
Я бы посоветовал поискать Sony FDR-AX33, ее средняя цена 60 000 р. но встречаются предложения в районе 50 000 р. В идеале я бы взял Sony FDR-AX53, но ее цена еще чуть выше, в районе 70 000 р.
Если бюджет жестко до 50 тысяч и не получается взять AX33 либо AX53, то нужно смотреть в сторону Panasonic: HC-VXF990, HC-VX980, я бы взял именно 990-й из этих. Камеры вполне неплохие, со своими плюсами и минусами, ими можно снимать отличные фильмы, у них очень шустрый автофокус, но, на мой взгляд, они немного проигрывают SONY и по картинке и по стабилизации, прежде всего мне у них цвет не нравится, у SONY картинка сочнее и интереснее. Фирменный цвет Panasonic имеет какой-то желто-коричневый налет, с которым постоянно приходится бороться, но это все вкусовщина о которой спорить нет смысла. Эти Панасоники вполне годные, по соотношению цена/качество не сильно уступают SONY. Также мой опыт говорит о том, что техника Panasonic надежнее чем SONY.
Если 4К вообще не нужно (хотя я не вижу смысла от него отказываться, хорошая штука), то можно посмотреть Canon LEGRIA HF G40, G30, G26. Очень неплохие камеры, но только Full HD. У них свои плюсы, неплохой цвет, встроенный ND-фильтр, удобное управление. Но по мне чисто за любительскую Full-HD камеру отдавать 50 — 60 тысяч р. не оправдано, есть более дешевые решения с отличным качеством видео Full HD 1080p.
Если вам действительно Full HD за глаза, то советую взять Panasonic HC-V760EE или HC-V770EE, дешево и сердито. Они стоят в районе 25 000 р. Хорошие бюджетные камеры с полным набором ручных настроек, входом для микрофона. Из недорогого — это самый лучший вариант. За эти же деньги Full HD камеры Sony и Canon имеют хуже матрицы, меньше возможностей. В этой ценовой категории Panasonic безальтернативен.
Юрий Журавель говорит
Ну, и пример
https://youtu.be/sXNK4HlhnrU
https://youtu.be/9YhF97Agfr0
https://youtu.be/VvqCnRmU_lM
https://youtu.be/mbVRI757ZIo
https://youtu.be/klP2iQsOQ0M
Вот такое примерно качество выдают Panasonic HC-V760EE или HC-V770EE.
Я этот ролик снимал на трехматричный Panasonic HC-X920 предидущего поколения, но пересмотрев много роликов с HC-V760EE и HC-V770EE, вижу что они снимают не хуже.
По мне дешево и сердито, при хорошем освещении вполне на уровне. Это край, ниже которого опускаться не рекомендую.
Среди бюджетных камер — Panasonic лучшие! В более высокой ценовой категории SONY рулит.
Александр говорит
Добрый день,Юрий. Большое вам спасибо за подробный и оперативный ответ. А разве Panasonic HC-X920 камера предыдущего поколения,т.е. она выпущена до камер Panasonic HC-V760EE и HC-V770EE (ориентируюсь на цифры в названиях) ? Ваши видеоролики великолепны! Мне до вашего уровня ещё расти и расти,ведь, я нахожусь ещё в самом начале пути съёмок видео и начал снимать в августе прошлого года и то лишь только с помощью фотоаппарата. Я могу себе позволить приобрести указанные вами камеры Сони,но, дело не только в цене,я не знаю насколько мне нужна именно камера с 4к в сегодняшнем её исполнении (хотя, у меня имеется и телевизор 7-й серии Самсунг с 4К и DVD плеер тоже(Sony UHP-H1), мне кажется, что эти новые видеокамеры 4К ещё сыроваты и полностью не доведены до того уровня (в 4к) какой должен быть на все 100%, да и цена пока завышена, года через 2-3 такие камеры будут стоить меньше, а уровень качества выше. Меня вполне устроит Full HD и качество видео, как у ваших роликов. Наверное,буду брать Панасоник 760 или 770 посмотрел,что у них матрица большая по сравнению с другими камерами. А 770-я совместима с Windows 10? В её характеристиках указаны только 7-я и 8-я Винды,а у меня на компе стоит 10-я. А что вы скажете про модель Панасоник HC-VX870? Наверное много вопросов сразу вам накидал,но это естественное,ведь, вопрос выбора подходящей и хорошей камеры важен. Юрий,а у вас есть Ватцап, может, свой номер телефона напишете,пожалуйста, и если можно я -бы вам позвонил в удобное для вас время, напрямую можно гораздо больше информации передать и получить,чем печатать. Также,подойдёт и ваш номер стационарного телефона(если он у вас есть) на такие номера я могу звонить бесплатно.
Мой первый опыт видео(снимал фотоаппаратом Никон: https://youtu.be/u4cBUYE0uYc
Спасибо.
С уважением.Александр
Юрий Журавель говорит
Александр, день добрый.
Отвечаю по пунктам:
1. Panasonic HC-X920 — более старая камера несмотря на цифры, но у нее есть и существенный плюс, она трехматричная, поток света разделяется на разные составляющие по спектру и каждый цвет RGB регистрируется отдельной матрицей.
2. Думаю, что Panasonic HC-V760EE и HC-V770EE совместимы в Windows 10 без проблем, скорее от софта установленного на компьютере зависит, от видеоредактора. Обе они снимают в формате MP4, который спокойно открывается на всех операционных системах и во всех нормальных видеоредакторах. Проблем не должно быть! Но я монтирую на MAC, и с Windows давненько не работал если честно.
3. Про 4К. Да, конечно пока цены на камеры этого класса завышены, и вполне можно обойтись без 4К. Тут все зависит от ваших критериев оценки качества и личных требований. На данный момент в любительских 4К камерах мне не нравится то, что у них только 25 кадров в секунду (25р) в этом режиме, что является определенной проблемой при любительских съемках с рук. Я тоже жду 4К более высокого уровня, но пока, то что мне действительно нравится стоит 160 — 200 тыс. руб. Я жду камеру 4К 50р. Посмотрев ваши видео, думаю вам пока вполне можно обойтись Full HD, подучится, и когда придет время 4К вы сами это почувствуете.
3. У Panasonic HC-V760EE и HC-V770EE действительно матрица крупнее чем у конкурентов этой ценовой категории, поэтому у них выше чувствительность, меньше шумы и более качественная картинка. Еще раз повторю — это лучшие камеры из бюджетных.
4. Panasonic HC-VX870 — это уже 4К камера, ее стоит сравнивать с HC-VXF990, из них я бы взял 990 лучше.
5. Мой телефон есть в контактах сайта 🙂
Юрий Журавель говорит
Александр, и самое главное, поверьте, любая из этих камер: Panasonic HC-V760EE, HC-V770EE, HC-VXF990, HC-VX980, Sony FDR-AX33, FDR-AX53, позволяет снять шикарный фильм. Можно взять любую и вы не прогадаете, они все хороши, все имеют определенные плюсы и минусы. Но гораздо важнее мастерство, операторская работа, умение составить сценарий, сделать хорошую озвучку. Часто люди покупают камеру, не освоят его толком и грешат на технику, а дело совсем в другом. Снимает не камера, снимает человек. Поэтому выбирайте смелее, какая камера в рамках вашего бюджета вам больше нравится, ту и возьмите, через пару лет, с наработкой опыта, пониманием технических тонкостей вы выберете уже другую, возможно более дорогую и точно подходящую вам, а может и эта будет устраивать. Но в текущей ситуации все эти камеры перекрывают ваши навыки, возможности на 300%. Выбор между SONY и Panasonic — это как выбор между Toyota и Nissan или Mercedes и BMW, ошибиться невозможно 🙂
Я же вам показал как снимает камера предидущего поколения?! Все, перечисленные мною, камеры снимают либо не хуже, либо лучше моего 920-го Панасоника! И все только в ваших руках.
Александр говорит
Дополнительно хотел спросить — скорость записи,это важная деталь в видеокамере? У Панасоника 760 указаны скорости 25 к/сек и 120 к/сек. А у 770-й скорость 50 к/сек. Какая из этих двух камер по скорости лучше?
Юрий Журавель говорит
Обе эти камеры и Panasonic HC-V760EE и HC-V770EE имеют абсолютно одинаковое качество картинки и идентичные параметры записи файлов в максимальном качестве (а только в нем и надо снимать) — MP4/1080p(50M) (50 Мб/с/VBR), (1920 x 1080/50p), это Full HD 1080 — 50 кадров в секунду с битрйетом 50 Мб/с. — что очень неплохо! Этого для любительских целей выше крыши. Они немного отличаются по маркетинговым наворотам, тут советую изучить характеристики подробнее, возможно там различаются эффекты, замедленная, ускоренная съемки, и пр. У HC-V760EE — нет wi-fi, у HC-V770EE есть, соответсвенно 770-й можно управлять со смартфона, а 760-й нельзя.
Но все это существенно не влияет на потребительские качества, по картинке это практически близнецы братья, можно брать любую. Для успокоения можно взять 770-ю 🙂
Александр говорит
И ещё — камерой 4K Panasonic HC-VXF990EEK можно снимать просто Full HD и будет-ли это видео более качественным,чем, например у 770-й за счёт большой матрицы у 990-й?
Юрий Журавель говорит
Да, 4K Panasonic HC-VXF990EEK позволяет снимать Full HD 1080p/50p(50M) (50 Мб/с/VBR), (1920 x 1080), Если честно, я ей не снимал, только смотрел материалы в сети, не могу сказать на 100% у какой камеры Full HD лучше. Но обычно камеры 4К в режиме Full HD снимают хуже, чем лучше камеры, снимающие чисто в Full HD. Думаю плюс/минус результат будет равный в этом режиме.
Но если на Panasonic HC-VXF990EEK снять 4К а потом перевести его на компьютере в Full HD, то скорее всего результат по резкости будет чуть лучше, но зато не будет 50 кадров в секунду, а только 25, поскольку 4К она снимает только 25 кадров в секунду. Короче везде компромиссы.
Александр говорит
Здравствуйте,уважаемый Юрий. Огромное спасибо за ответы, я получил от вас много полезной и важной для меня информации. Чем больше я углубляюсь в эту тему тем скорее становятся понятными для меня ответы на мои вопросы. Я полностью с вами согласен в оценке моих первых «видеошагов». Спасибо,большое,что объяснили многое и непонятное ,что помогли мне определиться и узнать больше о возможностях видео и фото камер. Сейчас я уже определился с выбором ,это одна из 3-х камер: Panasonic 760,770 или 920-я. Вчера был в местном супермаркете Зора, там лежит всего одна камера Sony FDR-AX33 по цене 1299 лева(46 273 руб) взял её в руки покрутил-посмотрел и обнаружил,что в камере нет русского языка в меню и даже болгарского нет, неудобно пользоваться. В мае полечу в Е-бург, надеюсь, найду там нужную мне камеру, в Болгарии это дохлый номер, здесь очень маленький ассортимент и цены выше(кроме вчерашней Сони) чем в России, к тому-же, почему-то, во всех продаваемых здесь видеокамерах нет, не то что русского,а даже и болгарского языка,как они так продают и кто это покупает непонятно? Всего вам доброго,Юрий
Юрий Журавель говорит
Александр, всех благ и удачного выбора!
Если найдете по разумной цене 920-й Панасоник можете смело брать, хорошая камера. Правда она уже снята с производства, возможно где-то остатки залежались. Но 760, 770 тоже хорошо. Даже в чем-то они лучше, битрейт у них выше в два раза, и цвета на мой взгляд чище.
Денис говорит
Добрый день, Юрий! Спасибо за интересную статью! для себя я с камерой определился — купил недавно Panasonic HC-VX980, т.к. хочу перейти на формат съемки в 4К. Многие говорят, что 4К снимать бессмысленно, но это, на мой взгляд будущее. Ведь раньше 1080р мало, кто мог воспроизвести в полном размере, а сейчас это минимум, который приятно смотреть на компьютере или телевизоре. Поэтому и 4К в массы придет немного позднее, но зато эти ролики не потеряют актуальности на протяжении долгого времени!
На счет 25 кадров в сек — согласен, смотрится не очень приятно, но, например у панасоника можно переключиться в режим записи NTCS и запись 4К производится уже с частотой 30 кадров в сек. Разница вроде небольшая, но эффект на лицо — даже подвижные кадры смотрятся намного приятнее.
Юрий Журавель говорит
Денис, день добрый! Спасибо за комментарий!
Да, я согласен, что 4К — это хорошо. Сам частенько снимаю в 4К на Panasonic GH4, картинка смотрится изумительно! И безусловно за этим форматом будущее.
Что касается 25 кадров в секунду. Раньше все фильмы снимались 24 кадра в секунду, да и сейчас снимаются, и это не мешает нам с удовольствием их смотреть, нас это ни как не раздражает.
На самом деле тут все зависит от грамотной операторской работы. Если постоянно панорамировать камерой туда-сюда, снимать динамичные сюжеты на коротких выдержках допустим 1/1000 секунды, то все будет печально, картинка будет дерганой и смотреть ее крайне неприятно. Если же снимать со штатива или с «твердых» рук, панорамировать плавно, использовать на ярком солнце ND-фильтры чтобы уменьшить световой поток и сделать более длинные выдержки, чтобы подвижные объекты имели небольшой смаз, то все будет великолепно, ни каких проблем с восприятием 25p нет, 30p и подавно. Короче говоря 25р плохо только в случае «кривых рук» оператора.
Кстати на мониторах действительно 30р и 60р смотрятся более плавно чем 25р и 50р соответсвенно, в связи с тем, что у мониторов компьютеров, планшетов и телефонов частота обновления экрана кратна 60. Но использование частот NTSC в странах стандарта PAL имеет и свои минусы как известно. Я все же предпочитаю снимать 25/50 кадров в секунду.
Сергей говорит
Юрий, Здравствуйте! Что можете сказать насчет экшнкамеры SONY as300 и видеокамеры Panasonic HC-V760EE?
Я стою перед не простым выбором, хочу и то и то! Но бюджет позволяет только одно!
В отпуске хочу снимать и под водой и в тоже время мне нужен зум, также важна хорошая картинка. Пересмотрел кучу обзоров данных камер, в поле зрения попала еще одна экшн камера гопро6, но отпугнуло отсутствие оптического стабилизатора.
Что скажете? Есть ли различия в картинках между этими двумя моделями камер? Что посоветуете? Заранее Спасибо ВАМ!!!
Юрий Журавель говорит
Сергей, день добрый! Выбор сложный! 🙂
Думаю, что вам нужно просто расставить приоритеты. Что будет сниматься в отпуске? Какой фильм вы хотите получить?
Есть два варианта:
1. Если это репортаж в духе «Орел и Решка» и вы будете много снимать местные достопримечательности, людей-аборигенов, еду, рынки, архитектуру, природу, птичек, животных, мероприятия, то безусловно больше подойдет классическая видеокамера типа Panasonic HC-V760EE. Ее зум позволит разнообразить картинку, получить много интересных ракурсов как на широком угле, так и в теле-положении, фильм получится более разнообразным и интересным в плане съемок. Оптический стабилизатор хорошо компенсирует дрожание рук, поворотный экран позволяет точно выстроить кадр, выровнять горизонт, ручные настройки расширяют творческие возможности.
Вижу три минуса у Panasonic HC-V760EE: более крупные размеры, отсутствие защиты от воды, и гораздо менее широкий угол у объектива, если снимать себя с руки, то не так много себя любимого попадет в кадр. Если подводных съемок планируется немного, они эпизодические, то можно взять Panasonic HC-V760EE и какую-нибудь дешевенькую экшн-камеру китайского производства типа SJCAM SJ4000, SJCAM SJ5000,цены на них сейчас просто бросовые, для пары кадров под водой их вполне хватит.
2. Если же главный герой фильма — это лично вы, вам важно показать себя на фоне местных достопримечательностей, вы будите снимать себя с руки, с селфи-палки в движении, вести репортаж с места событий, нырять с маской, кататься на горках в аквапарке, на лыжах, на байке, на байдарке, и тому подобное, то Sony HDR-AS300 — это отличный и более предпочтительный выбор! Это действительно одна из лучших экшн-камер Full HD, у нее прекрасная, резкая, сочная картинка, хорошие цвета, великолепный оптический стабилизатор, компактные размеры и водонепроницаемый бокс, множество креплений на различные поверхности.
Минусы: с ней проблематично получить разнообразие планов, приблизить удаленные объекты (хотя у нее есть цифровое кадрирование, на безрыбье и рак рыба). Трудно снимать крупным планом какие-то детали, ибо камера обеспечивает резкость только с 50 см. Широкоугольный объектив «рыбий глаз» со временем надоедает, искажения напрягают. Кадрирование без видоискателя проблематично, будут завалы горизонта, много брака по кадрированию, внешний видоискатель, который можно купить отдельно, — это дополнительные деньги и потеря простоты и компактности, а работа в связке со смартфоном — это вообще не удобно на самом деле. Аквабокс существенно портит картинку и качество звука, а без него передняя линза сильно выпирает и есть большая вероятность ее повредить.
Разница в качестве картинки между этими камерами есть! Различается подход фирм к балансу белого, у них немного разные цвета. Возможно по резкости картинка Sony HDR-AS300 чуть лучше, ибо у нее встроенный фикс-объектив, а у Панасоника зум большой кратности. Фиксы как правило резче зумов. Думаю, что и в темноте показатели шумов будут отличаться. Но это все вторично, главное сюжет, насколько фильм интересен зрителю. Шумы и резкость мало кто разглядывает 😀
Короче это две разные философии, два разных подхода. Лично я предпочитаю первый вариант. Но это я, и у вас могут быть совершенно другие приоритеты. Но даже я иногда подумываю взять Sony HDR-AS3000 или HDR-AS300 — это действительно отличные экшн-камеры, хоть я и не люблю этот класс устройств. 🙂
Как-то так.
Яна говорит
Добрый день! Благодарю Вас за шикарный обзор, даже будучи полным «0» в теме, в моем мозгу появились какие-то просветы)) Помогите советом. На данный момент я снимаю на экшен-камеру. Всем так нравится то, что у меня получается, что я замотивировалась развиваться в этом направлении. Мне хочется снимать видеопортреты и различного рода бэкстейджи, ролики из путешествий. Планирую идти учиться основам видео и ищу камеру на первое время. Как вы уже сказали — стабилизация и хороший автофокус — залог!) Планирую потом с этой техникой брать коммерческие съемки. Посмотрела на ютубе сравнение между sony hdr pj 780 и panasonic hcx 920, на мой взгляд, обе снимают хорошие картинки, однако панасоник чувствует каждый шаг оператора при ходьбе, в отличии от сони . Вопрос: видео в ролике на панасоник снималось без стабилизации? (просто вы похвалили эту камеру за хорошую съемку с рук). Вот видео: https://youtu.be/OeBxIY4JIes И вопрос №2. Какую мне камеру все-таки взять для моих целей? Буду очень ждать ответа! Ценовой диапазон до 30 000 рублей, в любом случае брать буду б/у.
Юрий Журавель говорит
Яна, вопрос конечно сложный и однозначного ответа на него нет. Снимать хорошее видео можно любой камерой.
По части стабилизации на мой взгляд SONY лучше, особенно это касается старших моделей Sony AX53, AX33, если найдете их по хорошей цене то рекомендую взять именно SONY.
Младшие SONY, те что сейчас продаются новыми в магазинах, мне нравятся значительно меньше в плане картинки, слишком маленькие у них матрицы от чего страдает детализация, при плохом освещении картинка шумная и замыленная. В Классе до 30 000 руб. камеры типа Panasonic HC-X920 или HC-V760EE, HC-V770EE более предпочтительны. Еще у Sony плюс — это цвета, на мой вкус они более правильные. У Panasonic баланс белого хуже и более тормознутый. Если найдете в хорошем состоянии ту же Sony HDR-PJ780 или Canon Legria HFG30, то вполне можно купить. По большому счету они одноклассники, каждая камера со своим набором плюсов и минусов, на любую из них можно снять отличный фильм. Очень много от умений оператора зависит. По мне, стабилизации в камерах Панасоник более чем достаточно. Но ходьбу SONY держат лучше 🙂
Людмила говорит
Добрый день, Юрий ! Огромное спасибо за такую четкую и хорошо перевариваемую информацию ! Я только в выборе ни только чем снимать но и где перерабатывать …идей и материала много и хочется ещё красивых сюжетов т.к путешествую много и по горам хожу …так что спасибо ! Удачи Вам и здоровья !
Юрий Журавель говорит
Людмила, Вам спасибо! 🙂
Владимир говорит
Доброго времени суток Юрий. Спасибо за статью, очень информативно и полезно. Хотелось бы от вас получить совет по выбору фотокамеры. Не для коммерческого использования, семья, природа, города и т.д. Хочется хорошую зеркалку но ни как не определюсь с выбором. Либо купить тушку самую дешевую и к ней уже объектив прикупить, либо просто с kit — овым. Что посоветуете? Бюджет до 35000.
Юрий Журавель говорит
Владимир, день добрый! Как обычно однозначного ответа не существует. Много хороших камер.
Вам для каких целей фотоаппарат нужен: больше для фото или для видео? Это важно понимать, поскольку в зависимости от приоритетов я бы по разному рейтинг составил.
Adil Kadirov говорит
здравствуйте мне тоже стало интересно снимать местности на велосипеде на машине как то не улавливается мне нужно и видео и фото как в семье так и на улице что брать
Александр говорит
Добрый день, Юрий ! Нужен ваш совет, хочу приобрести видеокамеру для семейной съёмки и возможно для YouTube, и в какой из камер меньше всего шумов при слабом освещении, бюджет 1000$. Что можете посоветовать? Я новичок в этой области и до сегодняшнего дня, опыта с видео и фото не имел. Присмотрел камеру JVC GZ-RY 980 за 65 т.р. Что вы можете сказать об этой камере, стоит ли она своих денег и уступает ли своим конкурентам от Panasonic и Sony по возможностям и в качестве съёмки?
Юрий Журавель говорит
Александр, здравствуйте! А почему вы выбрали именно эту камеру JVC GZ-RY 980? У Вас есть необходимость подводной съемки? У этой камеры конечно есть интересные особенности (защита от воды, противоударная защита, емкий аккумулятор, который к сожалению не сменный), но в примерах видео, которые есть в сети, я не увидел чего-то выдающегося, картинка с камеры меня не впечатлила, 4К мягко говоря так себе и не стоят того, также у камеры нет оптической стабилизации, только электронная.
Опять же, чтобы ответить на ваш вопрос нужно понимание ваших потребностей. Что вам нужно от камеры? Какие сюжеты планируете снимать? В каком формате собираетесь снимать 4К или Full HD? Позволяет ли ваш компьютер монтировать 4к?
Как вариант мог бы предложить Panasonic HC-V800EE, мне нравится картинка с этой камеры, на мой взгляд самая лучшая любительская Full HD камера на данный момент.
Юрий Журавель говорит
А учитывая, что вы новичок, не имеете большего опыта, я бы вам посоветовал для начала взять что-то не особо дорогое, чтобы набраться опыта и понять, что вам необходимо. Поскольку чужие советы зачастую не помогают, только собственный опыт действительно дает реальное представление о сути вещей.
Еще как вариант можете взять Panasonic HC-V760EE или HC-V770EE. Для того, чтобы понять все тонкости видеосъемки, набраться опыта, этих камер вполне достаточно, качество видео у них хорошее. А уже через годик — другой вы будете лучше понимать свои потребности и желания, и тогда можно будет осознанно взять более дорогую камеру, удовлетворяющую именно ваши потребности.
Короче не спешите вбухивать деньги в камеры, не в них самое главное. Гораздо важнее научится режиссировать, снимать, монтировать, озвучивать ваши видео.
Татьяна говорит
Добрый день, Юрий!
А что скажете про Sony RX100 III в сравнении с RX100 IV? Снимать в формате 4К не планирую.
Юрий Журавель говорит
Татьяна, мне трудно сравнить конкретно две эти модели, ибо не имею их в наличии. Но в целом к этой линейке у меня хорошее отношение, видео у них отличное и фото неплохое.
Анна говорит
Добрый день! Можно с вами проконсультироваться?
Я снимаю видеоуроки по рисованию, делаю это недавно, можно сказать я новичок. За последний год уже всю голову себе сломала на что снимать (бюджет очень ограничен). Сейчас снимаю на смартфон, но мне это кажется не удобным. В идеале мне бы хотелось чтобы видео сразу шло на ноутбук и записывалась на нём, как с веб-камеры, но ни одна вебка не даёт хорошей качественной картинки. Заинтересовалась картами видеозахвата, но что к ней подключить тоже большой вопрос и нюансов много, в которых я ещё не разобралась. Моя мечта чтобы камера всегда была в одном и том же месте, на штативе над столом (идеальный для себя уже нашла, но он для смартфона) и я могла бы писать в любое удобное время только нажав на кнопку!
Может быть вы что-то можете порекомендовать?
Юрий Журавель говорит
Анна, доброго дня!
Выбор камеры — дело не простое. Слишком много нюансов.
Возможно какие-то недорогие решения по захвату видео сразу на ПК и есть, но я не знаю таких если честно.
Думаю, что тут вы немного усложняете себе жизнь. Сейчас скинуть файлы с флешки на компьютер через картридер – минутное дело. Картридер стоит копейки и решает все проблемы.
В чем смысл сразу писать на компьютер? Что это даст? Может быть я чего-то не понимаю?
На современном этапе развития техники для ваших целей я бы взял какую-нибудь фотокамеру с функцией видео и поворотным экраном. Canon, SONY.
Тут все от бюджета зависит, есть относительно недорогие, есть очень дорогие.
Можно конечно и на смартфон писать, допустим у последних Айфонов очень неплохое видео.
Виктор говорит
Похоже, смартфоны с хорошими камерами и екшн-камеры начали вытеснять с рынка бюджетные видеокамеры.
Производство свёртывается из-за массового потребителя с низкими требованиями к качеству съемки.
Юрий Журавель говорит
Виктор, пожалуй да, в массовом сегменте видеокамеры уже «убили» и видеокамеры, и компактные фотокамеры.